пятница, 1 мая 2009 г.

Из истории Ислама в Башкортостане...

Венгерский монах Юлиан, побывавший в 1236 г. среди покоренных монголами башкир сообщает о башкирском хане, как фанатично преданно исламу. После присоединения Башкирии к Московскому государству позиции ислама еще более укрепились. Ислам становится фактором роста этнического самосознания и самоидентификации башкир. В 17-18 вв. ислам все больше проникает в быт башкир. Утверждается мусульманская форма заключения брака – никах, мусульманские обряды, сопровождающие человека в течение жизни. Получают распространение мусульманское образование и письменность на фарси. Тем не менее у башкир сохраняются языческие религиозные элементы, описанные выше.

В 17 в. русские власти обложили мечети и мусульман специальным налогом (5 рублей с мечети), были введены требования строить мечети по образцу христианских храмов. В 1729 г. Был введен запрет на проповедническую деятельность мулл среди других языческих народов края. После башкирских восстаний в 1738 – 1740 гг. были насильственно крещены жены и дети многих участников восстания. Также следствием этих восстаний стало обоазование Оренбургского Магометанского собрания, по сути Духовного Управления Мусульман России и легализации Ислама в России. После 1743 г. было запрещено строительство новых мечетей. К середине 18 в. в среде мусульманского духовенства вызревает стремление законодательно урегулировать отношения с властями.

В 1788 г. было учреждено Оренбургское магометанское собрание во главе с муфтием Магомеджаном Гусейновым. В 1802 г. в Казани была открыта первая типография, печатавшая мусульманские книги арабской графикой. В это же время начинается интенсивное строительство мечетей в крае. В 19 в. начинается так же активное строительство медресе и мектебов, где преподавали местные муллы. В 1851 г. в Башкирии было 306 частных школ, к 1914 г. – 1579 мектебов и медресе.
В 1889 г. в Оренбургской губернии был 21 вакуф.

Комментариев нет: