четверг, 6 августа 2009 г.

История Ислама в Башкортостане

В архиве известного башкирского историка 19-го века М. Умитбаева есть выписка из одной т.н. турецкой истории "Кунт ал-ахбар" (известия прошедшего) скзанно что у башкир было 70 городов, а ислам приняли в 530 году хиджры. Умитбаев указывает и дату по григорианскому календарю - 1152 год, но по моим рассчетам это 1134. Эти данные подтверждаются и археологически. Примерно к 13 веку процент погребений совершенных по языческим обрядам заметно сокращается. Принятие ислама для башкир имело большое значение. Если до этого тюркские племена Уроло-Поволжья представляли собой какие-то замкнутые политические союзы (Сувар, Булгар, Башкурт, Буртас и тд), то принятие ислама фактически размыло некоторые культурные и политические границы.
Огромную роль в расспространении ислама сыграли кипчаки. Именно они в 11-12 вв. принеся с собой принцыпы степной жизни образовали своеобразный коридор для торговцев, миссионеров и тд с востока. Дело в том что раньше племя через территорию которого проходил торговый путь купцов востока запрещало двигатся дальше на север к своим соседям, тем более если эти соседи были врагами ( вспомним как караван Ибн-Фадлана опасался башкир. И не потому что они дикие и кравожадные, а потому что башкиры создали своеобразную экономическую блокаду Булгару). После прихода кипчаков ситуция меняется. Теперь купцы, а в нашем случае миссионеры начали проходить безпрепятственно, тк чисто кочевой уклад (отмечу все племена Урало-Поволжья вели относительно одинаковые виды скотового хозяиствования: джайлауное, пастушеское и полукочевое) не предполагал четкого закрепления своих границ.
Поменялась и политическая расстановка. Центр тн Волжской Булгарии в 60-х гг. 12 в. смещается восточнее в Буляр. Булгар начинает лихорадить от междоусобиц. 12-н.13 вв. - период возвышения Башкирского княжества ( по некоторым источникам Башкирская Орда). Как мы знаем защита Урало-Поволжских народов от монгольского нашествия во многом зависела от башкир.

С приходом язычников-монголов ислам ослабевает вместе с ослаблением политической роли местных народов. Но именно к времени правления Узбек хана наблюдается политическое усиление башкир. И усиление идет на основе языческой религии, и это логично ведь исламские священнослужители не имели своей реальной политической силы. В истории Утемиш Хаджи "Чингиз-наме" сказанно, что перед всуплением Узбек хана на престол власть в золотой орде узурпировал башкир Тук-Буга из уйгур. Пусть слово "уйгур" вас не смущает. Уйгурами в то время называли всех языческих жрецов. Очевидно, именно башкирские языческие жрецы стали основой для узбековской оппозиции. Что и явилось главной причиной для Узбек хана исламизировать население Южного Урала, тем самым лишить языческую оппозицию своей силы и основы.

Башкирская орда (Baschirdorum horda) обозначенна на карте Oртелиуса "Азия" 1570 г. В карты европейских картографов как правило попадали сведения более раннего периода. Примечательно, то что не обозначен город Паскарти (о ней речь пойдет ниже) который отмечали другие европейские картографы вплоть до к. 17 века. Стало быть у Ортелиуса сведения того периода когда Уфа (Башкорт кала) превращается в обычную ставку и теряет статус города (где как правило должны быть развиты торговля и ремесло). Примерно 15-1/2 16 вв.
Из тюркских рукописей мы узнаем что существовал Иштякский (Башкирский) юрт, куда из Бухары было направленно 500 человек для расспространения ислама . Скорее всего это был военный отряд для поддержки Сибирского юрта где обоснавались Шейбаниды. Как нам известно башкиры были активными участникам междоусобной войны в Сибирском юрте.
Путешественник Избранд Инедес прошедший по верховьям камы писал что на много южнее находятся две Башкирские орды границы которых доходят до Сарата (Саратов) и которые не подверженны русскому государю. Но скорее всего у него также поздние сведения.
один персидский или арабский историк средневеовья (не помню имени) говорил что у башкир есть свой царь.
Башкирское предание говорит, что монголы не сумев их захватить заключили с ними договор. Но из-за того что власть досталась восточным башкирам (т.е по преданию центр башкирских земель сместился восточнее на гору Иремель) западные башкиры начали междоусобную войну. После чего монголы смогли завоевать башкир, а затем и булгар. Вспомним усерганское шежере. В нем говорится что Муйтен бий ездил к Чингиз хану, после чего последний дал ему земли. Усерганы как раз относятся к восточным башкирам.

Вот несколко предводителей. Самый известный предводитель это Башкорт хан зафиксированный в русских летописях.
Исан хан. о нем говорится в шежере башкирского ученого просветителя Гали Чукрыя. Так же он есть в посольских книгах по свядям России с ногаями, где он идет посольством в Москву. Кроме того есть надмогильный камень где сказанно что там (в могиле ) покоится Хан Исан. Ханами конечно они и не были, ими могли быть только чингизиды, а были князьями - главами княжества (орда, юрт). Илеман князь фигурирует в посольских книгах. Сказано что к нему ходил посол Юсуф князя. Около Уфы есть огромное городище, называется Акташ, и якобы там властвовал Илман хан. Конечно множество сведений сохранили башкирские шежере, но они еще ждут своего исследователя.

Город -столица - Башкорт кала. Уникальное городище в центре города Уфы. По арх данным - город с развитой международной торговлей и ремеслом. О Башкорт кале говорят западноевропейские источники (карты), арабские (Ибн-Халдун), башкирские рукописи к.16-н.18 вв. (Дефтер-и Чингиз наме, Усерган тарихы и тд.). Кроме того мы должны учитывать целый комплекс городов на Южном Урале в средние века. Археология знает таких 60 городов. "Кунт ал ахбар" говорит о 70-и городоах. европейские карты указывают несколько (3) города по рекам Белой и Уфе. Естественно в них (в карты) входили лишь значимые города, куда часто приезжали купцы, путишественники.

Комментариев нет: