суббота, 29 августа 2009 г.

Соблюдение поста престарелыми людьми и беременными женщинами

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Мужчине и женщине в преклонном возрасте разрешается не соблюдать предписание поста в месяце рамадан, если пост для них обременителен и доставляет им страдания. Это положение распространяется также и на тяжело больных, надежды на выздоровление которых ничтожны.
Этим людям вместо соблюдения поста с позволения Аллаха и милостью Его предписывается выплатить фидью за каждый день поста в денежной форме или продуктами питания в размере, достаточном для того, чтобы прокормить одного человека в течение суток. Поистине, "Аллах хочет для вас облегчения: а не хочет затруднения для вас". (2/185) В Священном Писании в этой связи отмечается также: "И не устроил для вас в религии никакой тяготы". (22/78) "Престарелому шейху разрешается не соблюдать пост и не восполнять его, а предоставить пищу нуждающемуся за каждый день поста", - говорится в хадисе, переданном со слов Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах.
Беременная женщина и кормящая мать также могут не поститься. Более того, если врач констатировал угрозу от соблюдения поста для будущего ребенка, они обязаны не соблюдать пост, чтобы не причинить вреда плоду или ребенку и не погубить их. "Не убивайте ваших детей", ведь речь идет о жизни и душе небесного творения. Ни мужчина, ни женщина не имеют права быть небрежными в этом вопросе и доводить дело до гибели будущего ребенка. Поистине Аллах Всевышний не ставит своих рабов в затруднительное положение.

По мнению большинства улемов, роженица и кормящая мать, не соблюдавшие пост из-за угрозы собственному здоровью или здоровью ребенка, по истечении времени, когда угроза их здоровью миновала, должны восполнить пропущенные дни поста. Однако если беременная или кормящая мать не соблюдают предписания поста из-за угрозы здоровью ребенка или возможного вреда плоду, то как быть с компенсацией поста? По этому вопросу мнения ученых разошлись. Одни считали, к примеру Ибн Омар и Ибн Аббас, да будет доволен ими Аллах, что достаточно предоставить пищу нуждающемуся. Однако большинство улемов считают, что следует восполнить пропущенные дни поста. А есть и такие улемы, по мнению которых следует восполнить пост и одновременно выплатить фидью. Однако, по мнению шейха Юсуфа аль-Кардави, который разделяет взгляды Ибн Омара и Ибн Аббаса на эту проблему, считает, что достаточно выплатить фидью, что и на наш взгляд, является более практичным выходом. Ведь нередко случается так, что в период кормления одного ребенка женщина вынашивает второго. И так на протяжении нескольких лет подряд без перерыва, и в таком случае восполнение пропущенного поста становится для верующей женщины весьма проблематичным. Иными словами, она должна будет в течение продолжительного времени, иногда годами, восполнять пропущенные дни поста, соблюдая при этом и очередной предписанный пост.

Выплата фидьи вместо соблюдения поста

Знатоки мусульманского права единодушно считают, что больной человек вправе не соблюдать пост и это находит подтверждение в следующем айяте: “В месяце рамадан, в который был ниспослан Коран для людей в руководство и как разъяснение праведного пути и различения добра и зла, пусть каждый из вас, увидев молодую луну, соблюдает пост, а те, кто болен или в пути, для них пост - в другие дни. Аллах хочет для вас облегчения, а не хочет затруднения для вас...” (2/185)

Таким образом, содержание приведенного айята и единодушное мнение улемов допускают несоблюдение поста больным человеком в месяце рамадан. Однако здесь, естественно, возникает вопрос: «При какой болезни позволительно несоблюдение поста?» Вне всякого сомнения, в данном случае имеется в виду больной, состояние которого может ухудшиться или выздоровление которого может замедлиться из-за соблюдения поста. Подразумеваются также больные, испытывающие во время поста огромные страдания и неспособные из-за этого выполнять работу, благодаря которой они имеют кусок хлеба.

В этой связи хотелось бы сделать небольшое замечание. Болезнь болезни - рознь. Есть заболевания, на течение которых соблюдение поста не оказывает существенного влияния. Более того, на состояние некоторых больных пост оказывает благотворное воздействие. К ним, в частности, относится большинство заболеваний желудочно-кишечного тракта и ряд других болезней. Во всяком случае, больной, прежде чем принять то или иное решение относительно поста, должен посоветоваться с заслуживающим доверия квалифицированным врачом. Если врач скажет больному, что пост не пойдет ему на пользу, он должен отказаться от намерения соблюдать его. При этом больной не должен ослушаться врача и поститься, ибо такой его шаг суть поступок порицаемый в исламе. Поступая таким образом, он как бы демонстрирует свое пренебрежение милостью Аллаха и отвергает ниспосланное Всевышним разрешение.

Этот отрывок из книги "Пост", выпущенной нашим издательством. Можете совершенно бесплатно скачать эту книгу... А также другие в разделе: Книги для скачивания

Комментариев нет: